«Секреты» или почему умирают Системы?

Как-то раз в Пекине общался с одним из Мастеров цигун, руководителем собственной школы. Я вкратце рассказал о том, что наши студенты изучают на базовом семинаре. После рассказа, Мастер изменился в лице, чувствовалось напряжение...

Я спросил:

— В чем дело?

— Такие секреты нельзя рассказывать!

Я спросил: «Почему?».

Ответ был коротким: «Потому что все быстро станут Мастерами…».

Когда я рассказываю эту историю, многим, не знакомым со спецификой китайской культуры не понятно, о чем идёт речь.

Именно поэтому возникла необходимой этой статьи.

Секреты привлекают, секреты создают иллюзию ценности и секреты убивают целые системы.Да-да. Именно так.

Объявления о тренингах пестрят таинственными обещаниями открыть секреты древних. Мистические учителя на семинарах с хитрыми глазами многозначительно молчат и как будто прямо сейчас обдумывают, открыть тебе секрет или ты все ещё не достоин. Ну и конечно посетители таких тренингов приходят за секретами, они к ним подсознательно готовы, готовы ждать, терпеть, разгадывать загадки. Они знают, о том, что все самые истинные знания скрываются и не даются так легко. Конечно, а как по-другому? И конечно каждый хочет стать достойным.

Давайте посмотрим, откуда растут ноги у этой вечной игры в секреты древних мастеров.Так уж получилось, что я не понаслышке знаком с тем, что происходит в китайских медитативных практиках. На их примере и посмотрим на феномен, который, я уверен, повторяется и во многих других культурах.

В китайской культуре принята система передачи знаний от учителя ученику. Это значит что наиболее одарённому, достойному раскрывались все секреты. Но загвоздка в том, что одарённых всегда было не так много. Иногда среди учеников того или иного Мастера их не было вовсе. И тогда секреты уходили вместе с ним. Но это самый позитивный вариант развития событий. Ведь для того, чтобы он произошёл, должен быть Мастер и его желание делиться знаниями.

Каковы более негативные сценарии? Чтобы их понять, давайте окунёмся в китайскую культуру. В китайском языке есть категория иносказательных выражений, что-то типа наших присказок, прибауток, крылатых выражений и т.д. Так вот одно из них очень ясно даёт понять суть проблемы:

«Если учитель научит всему ученика — учителю придётся умереть с голоду».

Есть похожий анекдот о молодом стоматологе и его престарелом отце, тоже стоматологе. Молодой стоматолог радостный вернулся домой и сообщил отцу что всего за три приёма полностью вылечил его давнего клиента. Отец назвал сына дураком и сообщил что на деньги того клиента он в течении 5 лет его учил в институте.

У китайского учителя всегда есть пачка секретов. Он всегда немного хитрит, темнит и чего-то не договаривает. Я видел таких учителей. Не одного. Они прямо говорили мне примерно следующее: «Мои учителя учили меня 20 лет и тебе придётся постараться, чтобы я тебе все рассказал». И конечно далеко не бесплатно. Причём выкладывая круглую сумму, реальная ценность полученных знаний относительна. В этом ещё одна особенность китайских учителей. Они будут рассказывать тебе рецепт для лечения кашля, рецепт от насморка, упражнение от энуреза и упражнение для здорового позвоночника.

Но практически никто тебе не будет рассказывать базовые принципы того как эти рецепты и упражнения создавались, за счёт чего работают. Точно так же тебе никто не скажет что главное и что второстепенное. Почти никто не даст полноценного понимания. Повторяй за мной. Тупо. Слепо. И может быть через 15 лет ты что-нибудь поймёшь. Если тебе повезёт. Всегда оставляется несколько зацепок, которые делают тебя зависимым от учителя, рецептов и упражнений, которые он тебе даёт. Это чем-то похоже на подсаживание наркомана. В итоге у такого наркомана есть целая пачка рецептов, упражнений. Но за новыми придётся снова пойти к учителю. И учитель в погоне за наживой, а может просто гордый десятками преданных учеников уносит все секреты с собой. Нельзя позволить кому-то себя обскакать.

Но и это не худший сценарий. Ведь если у китайца, хоть какие-то шансы есть, для ученика НЕ китайского происхождения почти нет шансов. Потому что для китайца, не китаец, а тем более европеец — это глупый иностранец. Он не впитал с молоком матери всей сути мышления великой китайской цивилизации, и все равно ничего не поймёт, поэтому даже нет смысла тратить на такого своё время, секреты и т.д. Очень часто можно услышать от многих учителей: «Вы все равно ничего не поймёте! Я занимался этим с 5 лет, а вам уже 20, и вы не китайцы. Вам не понять великую культуру». Так целые системы варятся в своём маленьком мирке, держа свои секреты при себе.

Секретность стала частью восточных практик. Но насколько она полезна?

Конечно, полезна, ведь она помогает скрыть знания от недостойных, защитить истину, передать её дальше самым достойным и т. д.

Однако есть и другая сторона. Секреты так тщательно скрывают истину за пеленой мистицизма, тумана загадок. Что постепенно простота теряется за искусственно придуманными сложностями. Возникает иллюзия того, что истина не может быть простой.

Есть анекдот: Ученик пришёл к Мастеру и сказал: Я хочу познать себя и раскрыть тайны вселенной.

Тогда Мастер ему сказал:

— Хорошо, сядь перед зеркалом, смотри на себя и повторяй: Кто я? Кто я?

Ученик рассмеялся:

— Всё не может быть так просто! Ты водишь меня за нос, глупый старик?!

Он ушёл и после долгих поисков увидел монаха, который куда-то спешил. Ученик подбежал и попросил помочь ему найти учителя. Монах сказал: — Тебе повезло! Ты его нашёл! Но мне нужно проверить тебя, я не могу раскрыть свои секреты первому встречному. Ученик обрадовался. Он в течении 3-х лет мыл посуду, 2 года подметал двор своего нового Учителя и вот наконец он решился снова к нему подойти.

— Учитель, мне кажется я уже готов! Начни, наконец, учить меня!

— Да, я вижу, что ты крепок духом и достоин. Садись перед зеркалом, смотри на себя и спрашивай: Кто я? Кто я?…

Другой существенный минус. Не остаётся постепенно того, кто может интерпретировать мистические загадки. Остаётся только слепое копирование, тупое повторение без понимания. Мало того, тех, кто пытаются понять, порицают! «Как ты посмел?», «Кто дал тебе право сомневаться?».

Есть история и об этом.

В одном доме жил человек, каждый вечер он молился и медитировал перед алтарём в своей комнате. Постепенно он обрёл понимание, получил результаты от своей практики и начал учить других. Как-то раз во время очередной молитвы в комнату вошёл кот, который стал мяукать, отвлекая человека от молитвы. Тогда он прогнал его, но кот снова вернулся. Человек подумал и увидев сундук, закрыл кота там, на время молитвы, а чтобы кот не мог выбраться, на крышку сундука сложил несколько найденных книг. После молитвы он выпустил кота. Это стало привычкой учителя. Чтобы кот ему не мешал, перед своей практикой, он прятал его в сундук. Ученики наблюдали за странным поведением учителя.

Учитель умер, а ученики открыли храм в его честь. В зале для медитаций был специальный сундук, отороченный украшениями. Каждый раз перед медитацией специального кота с великими почестями относили в сундук, закрывали крышку и сверху складывали несколько священных книг. На редкие вопросы: «Зачем?» ученики многозначительно отвечали: «Так надо! Так всегда делал наш учитель. Может это и есть его великий секрет!».

Так умирают целые системы, несомненно, достойные. Какие-то доходят, но десятки, а может и больше — умирают. Так секреты убивают ценные знания. Так системы варятся сами в себе, не получая развития, не адаптируясь для современных людей. Знания становятся мёртвыми. А у современных людей возникает иллюзия того, что только такие «мёртвые» своими секретами знания, могут обладать истинностью.

Так что может быть жажда секретов порочна. Гоняясь за чем-то, вы непременно это найдёте, ведь спрос рождает предложение. Но будет ли от этого польза? Не породит ли это новые иллюзии?

Помните что все по природе своей просто, секретов нет ни в цигун, ни в медитации. Не существует секретных техник, которые за неделю сделают из вас просветленных. Ищите понимание, ищите его через простоту. Именно простота как инструмент познания и понимание как его результат помогают в практике любой системы и метода. Все вдруг стало слишком сложным?

Значит не туда, пересмотрите, не усложняйте дальше Каким бы направлением вы не занимались — помните, все просто!

О проектеРазмещение информацииКонтактная информация