Вопросы и ответы о цигун и медитации с П. Барановым по материалам прошедшей онлайн-конференции

В век мобильности и технического прогресса, рутины будничных дней и малоподвижного образа жизни мы все меньше времени уделяем своему здоровью. Но есть люди, которым не всё равно, в каком состоянии находится их организм. Кто-то занимается спортом, кто-то — танцами, а кто-то прибегает к различным восточным оздоровительно-философским практикам. Одна из них цигун — древняя китайская оздоровительная гимнастика, родившаяся несколько тысячелетий назад.

Как сохранить здоровым тело и дух с ее помощью, в чём суть медитации и чем она может быть полезна современному человеку?

На эти и другие вопросы ответит мастер цигуна и медитации, руководитель международной школы развития возможностей тела и психики «У Дао пай», автор книги о практике медитации «Путь шамана: три шага» Павел Баранов. Направление цигун он практикует уже 16 лет. Проводит обучающие семинары по всей России и за рубежом.

Павел использует новый, совершенно иной подход к изучению данного направления. Его методика проста и доступна. Она представляет собой сплав древних упражнений и современных знаний — без тумана и мистики, которые мешают пониманию и порой отпугивает современного адекватного человека.

— Здравствуйте! Скажите, может ли обычный человек без наставника и мастера освоить хотя бы азы медитации? Например, по книгам? Спасибо! Мария.

— Мария, здравствуйте! Да, конечно, медитацию можно освоить по книгам и другими способами, и даже без непосредственного патронажа со стороны специалиста. Но есть несколько нюансов. С одной стороны, сейчас существует огромное количество материалов — книги, видеокурсы или очные курсы у преподавателя. И это плюс, так как есть возможность выбора. С другой стороны, огромное количество материалов порой затрудняет выбор, особенно для новичка. Человек без опыта, без понимания рискует столкнуться с некачественными пособиями, воспользоваться некорректными рекомендациями. И от этого не застрахован не только тот, кто пытается освоить подобные практики по книгам, но и тот, кто ходит на очные курсы, то есть учится непосредственно у преподавателя. Ведь преподаватели тоже бывают разные.

Поэтому я бы рекомендовал обучаться с вниманием, не теряя здравый рассудок. Не нужно верить всему написанному или сказанному. Если материал вам понятен и не вызывает внутренних сомнений или отторжения, попробуйте следовать рекомендациям. Получилось — отлично, продолжайте. Если же нет — возможно, вы делаете что-то не так, сделайте работу над ошибками. Если уверены, что все делаете правильно и все равно не получилось, попробуйте другую методику, возможно, методика неэффективна.

И подытожим: да, азы освоить самостоятельно можно, это не сложнее, чем любая тренировка. Помним золотое правило: на безрыбье и рак — рыба. Но для эффективного и безопасного продолжения практики вам пригодятся рекомендации более опытных людей. Ну, и в наш век современных технологий и возможностей я бы не стал разделять обучение без учителя и обучение с учителем. Даже если нет возможности лично задать вопросы преподавателю, есть и видеокурсы, и обучение по интернету, и переписка. В общем, всегда можно найти решение.

— Как ощущать момент «здесь и сейчас» постоянно?

— Практика медитации действительно связана с переживанием феномена «присутствия» или, как его часто описывают, «здесь и сейчас». Данная возможность обладает целым рядом плюсов, если человек ее освоил. Проявление этого феномена связано с правильным внутренним состоянием, которое тренируется в процессе практики медитации. Смысл тренировки заключается в том, чтобы познакомиться с особым внутренним состоянием на уровне личного опыта. Далее углубить это состояние и натренировать умение включать его по своему желанию в любой ситуации или находиться в нем столько, сколько это нужно. Благодаря подобной тренировке и появляется возможность быть «здесь и сейчас».

— Я все больше устаю от духовных поисков. Что делать? Как продолжать, когда силы на исходе?

— К сожалению, сама формулировка «духовный поиск» страдает определенными погрешностями. Духовный поиск как цель для действия довольно абстрактна, лишена конкретики и из-за этого сложна и плохо измерима. Именно поэтому человек может потратить годы и даже десятки лет на духовные поиски. В результате только выбьется из сил, так ничего и не найдя. Ведь он даже не знает, что именно ищет.

Я бы порекомендовал вам определиться, чего именно вы хотите, но только конкретнее и измеримее. Чем четче вы будете осознавать вашу цель, тем яснее для вас будет направление для поиска и тем быстрее вы поймете, что действительно что-то нашли.

Если же цель неясна, то даже самые возвышенные устремления могут быть бесполезными или даже вредными. Ведь тогда они рискуют завести человека не туда, в дебри мистики. В этом случае духовный поиск может даже навредить.

Подытожим: прекратите пока искать. Подумайте над тем, что именно вы ищете. И может быть, это поможет быстрее достичь желаемого. Успехов!

— Обязательно ли делать медитацию в полной тишине? Или возможно медитировать под голос? Например, с YouTube — «Истинное я», «Внутренний ребенок» и так далее?

— Медитация медитации — рознь. Сам термин «медитация» несет в себе множество смыслов. И, конечно, каждый под этим термином понимает что-то свое. Если сказать конкретно, что понимается под медитацией в направлении, которое преподаю я, то это процесс целенаправленного расслабления, работа с вниманием и тренировка особого способа восприятия. Причем все три процесса происходят одновременно. К ним иногда можно подключать и работу с воображением.

А теперь отвечаю на вопрос. Оптимально начинать осваивать медитацию в комфортной атмосфере, если это возможно. Может быть, без лишнего шума вокруг, может, со спокойной, приятной музыкой, способствующей расслаблению. Однако этот фактор имеет значение лишь вначале. По мере продвижения вы сможете медитировать и в шумной обстановке, и без музыки. Это зависит от степени тренированности вашего расслабления, внимания и восприятия. То есть в дальнейшем не нужно привязываться к внешним факторам (приятной музыке или тишине), ведь они всегда меняются и не всегда соответствуют нашим потребностям.

— Здравствуйте. Кто был вашим учителем? Какая генеалогия ученической преемственности?

— Здравствуйте! У меня было много учителей. Многие из них являются представителями разных традиций, не одной линии преемственности. Это не только учителя цигун, но и чань, даосизма, вьетнамского тхиен, некитайских направлений и даже люди, вообще никак не связанные с подобными практиками. Выделить кого-то одного я не могу. То есть не было кого-то одного, кто мне абсолютно все объяснил, показал и рассказал. Выделить одного — значит принизить значимость всех остальных. А я очень уважаю всех, у кого учился и учусь.

В то же время, если говорить о термине «линия преемственности», то я сам являюсь основателем отдельной линии — школы цигун и медитации «У Дао пай». Вместе с тем я не придумывал ее полностью, это продолжение древнекитайской традиции — упражнений, которым тысячи лет. И я даже не знаю, кто именно их придумал изначально.

Смысл линии преемственности в том, что она помогает понять, насколько осведомлен учитель, какие методики он использует. Всё это помогает обезопасить в определенной степени свою практику у данного учителя. То есть линия преемственности выступает определенным гарантом. Однако сегодня это не является принципиальным фактором, особенно для современных методик, к которой я отношу и направление цигун и медитации «У Дао пай». Почему? Потому что в данном направлении не предлагается верить на слово учителю. Все объясняется современным, доступным, понятным языком. Благодаря чему человек действительно понимает смысл происходящих процессов, а не слепо копирует преподавателя, просто потому что он продолжает некую линию преемственности и ему можно доверять.

К сожалению, мой опыт и история показывают, что линия преемственности не является достоверным гарантом опыта, знаний, безопасности обучения. Вспомните Ананду — ближайшего ученика Будды, который одновременно с этим был глупейшим среди учеников. А ведь и у Будды не было линии преемственности (хотя, конечно, было множество учителей), однако сомневаться сегодня в компетентности Будды многим не приходится. И, несмотря на его компетентность, Ананде это мало помогло.

Я лично знаю массу примеров, как у талантливых учителей были и есть не совсем адекватные последователи, которые становятся учителями. В итоге такой учитель, прикрываясь добрым именем своего учителя, создает секты, пудрит людям мозги и не дает понимания правильной (эффективной и безопасной) практики медитации.

Еще один важный момент — следование линии преемственности может быть вспомогательным фактором вначале. Однако при освоении и углублении практики практикующий начинает в гораздо большей степени следовать своему опыту и таким образом выходит за рамки линии передачи, линии преемственности.

В свое время один из легендарных учителей медитации — шестой патриарх «чань» Хуэйнен публично прервал линию преемственности «чань». Он отказался передавать дальше патриарший титул, указав на второстепенное значение этого фактора при обучении. Он видел, что многие начинают придавать излишнюю значимость этому понятию и из второстепенного делают его первостепенным, сами себе затрудняя обучение.

Я надеюсь, моя позиция ясна по данному вопросу и я в какой-то мере ответил на него.

— Павел, добрый день! Когда у вас ближайший семинар или курсы для желающих начать знакомство с цигуном?

— Здравствуйте! В Южно-Сахалинске ближайший базовый семинар пройдёт с 18–22 апреля. 18 апреля — бесплатное, презентационное занятие, чтобы каждый мог послушать, посмотреть и попробовать понять, о чем вообще идет речь и насколько вам это интересно и близко. Начало в 18:30. Место проведения: Дом профсоюзов, 4-й этаж, актовый зал. В ближайшее время подробная информация появится на сайте. Расписание проводимых семинаров публикуется там же.

— Хотелось бы приобрести вашу книгу.

— В Южно-Сахалинске мою книгу можно приобрести в чайном магазине «Колодец дракона» (ул. Сахалинская, 37), в магазине «Дары дракона» (остановка «Луч»), в книжном магазине в «Сити Молле».

— Добрый день. Хотелось бы понять, чем цигун отличается от йоги.

— Здравствуйте! Йога — это индийская традиция саморазвития, цигун — китайская. В сущности, и там и там идет работа с одним и тем же объектом — телом и психикой человека. Тот, кто выполняет работу (то есть человек), — тоже одинаков. То есть и цигун, и йога подразумевают самостоятельную работу по освоению потенциала тела и психики с помощью специальных упражнений.

Основное отличие, которое наложило отпечаток на методику, — культурное. Оно касается описания телесно-психических функций и процессов. Кому ближе индийские описания и термины — предпочитают йогу. Кому китайские — цигун. Сущность одна и та же. При этом как йога бывает разной, так и цигун весьма разнообразен. Помните, что йога и цигун, — лишь общие, собирательные названия порой очень разнообразных методик. Так же, как и под словом «гимнастика» мы можем подразумевать разные (по сложности и глубине воздействия) упражнения.

То есть цигун цигуну — рознь, так же, как и йога йоге.

— Сейчас всё больше людей увлекаются Востоком. Но есть огромное количество псевдоучителей и тех, кто нахватался всего понемногу и пытается кого-то чему-то научить. Тому, кто хочет найти своего учителя, как отличить настоящего знающего человека от неуча?

— Здравствуйте! Замечательный и очень актуальный вопрос. Различные направления саморазвития по-своему пытались решить эту проблему и предлагали свои методики определения качества преподавателя.

В России в свое время (90-е и начало 2000-х) появилось огромное количество различных методик и разнообразных преподавателей. В силу того, что тема саморазвития сама по себе подразумевает определенную степень таинственности, у людей, которые сталкивались с преподавателями данных методик, не было ясных критериев по определению «профессионализма». Именно поэтому было, да и сейчас остается огромное количество шарлатанов, которые спекулируют на теме таинственности и мистики. Однако пик этой тенденции далеко позади, и сейчас намечена противоположная тенденция, когда количество переходит в качество. То есть люди, пресытившись шарлатанами, жонглирующими древними мистическими терминами, стали требовать понимания, эффективности и безопасности. За счет этого стали появляться те, кто готов предложить именно такой — адекватный, эффективный и безопасный — подход к саморазвитию. Таким образом, вероятность сейчас напороться на шарлатана (неуча) гораздо ниже, чем еще несколько лет назад.

Как я сказал, разные направления предлагают свои инструменты для определения профессионализма и в целом подхода того или иного направления. Например, методика, которую представляю я, предлагает следующие способы. Во-первых, на первом занятии вход свободный. Это нужно, чтобы получить представление о преподавателе и о методике. Второе — это гарантия возврата стоимости обучения, если что-то не понравится. Чтобы не заплутать, важно помнить несколько простых вещей. Первое — не забывать, что учитель нужен только для того, чтобы «взять у него инструмент», то есть обучиться базе. Не нужно жить рядом с ним и следовать по пятам, а необходимо просто «взять инструмент» и получить грамотную инструкцию. Во-вторых, освоение базы (упражнений, принципов и концепций) — это уже самостоятельный процесс, связанный с получением опыта. И тут никакой учитель не поможет. Да он и не нужен. К нему или к ним можно периодически обращаться для уточнений, но не более. При этом учителем может быть кто угодно, но более опытный, чем ты сам. Учитель — это не тот, кто размахивает дипломами, ходит в традиционных одеждах и разговаривает загадками.

И третье. При обучении у кого-либо всегда держите голову при себе. Анализируйте, сопоставляйте со своим опытом, смотрите на логичность и понятность лично для вас подаваемой информации. Поверьте, что на самом деле в подобных методиках все очень просто и излишняя напускная сложность в объяснениях, «туман» в терминологии — это лишний повод задуматься об адекватности методики и самого преподавателя. Не нужно ему верить на слово. Слушайте! Срезонировало? Выглядит логичным и правдоподобным? Пробуйте! Получилось — отлично! Не получилось? Не уверены, что сделали правильно? Сверьтесь с инструкцией, сделайте работу над ошибками. Сверились? Все делаете правильно и все равно не получилось? Выкидывайте инструмент, не тратьте время, идите дальше. Помните, любая практика — лишь инструмент, который должен давать конкретные позитивные плоды в здоровье, психических процессах, жизни.

Всегда обращайте внимание на адекватность преподавателя. Чем ее меньше, тем осторожнее надо быть. Ведь если человек неадекватен, а то и «душевно болен» по вашему мнению, значит, инструмент конкретно для него не работает, не дает позитивных плодов. А это повод задуматься. В христианстве есть замечательный тезис относительно истинности метода или дающего метод — «по плодам судите».

Ни регалии, ни титулы, ни монашеская одежда, ни «количество лет опыта», ни «учителя, от которых были получены знания», ни «линии передачи знаний», ни написанные книги, ни высокая стоимость или, напротив, «бесплатность» обучения — ничего из этого не является достоверным основанием по определению грамотности, квалификации преподавателя и эффективности его методики. Здравый смысл, понимание, плоды — это мои личные ориентиры при общении с разными преподавателями различных систем и методик.

— Доброго времени суток. Почему вы выбрали именно цигун? Не было ли желания изучить единоборства?

— Я изучал боевые единоборства параллельно с практикой цигун. Мало того, я начал именно с единоборств, и на их фоне возник интерес к более глубокой внутренней работе с помощью медитации. С 14-ти или с 15-ти лет занимался айкидо и получил черный пояс (1 дан), 3,5 года занимался вин-чунь (разновидность полувнутренней школы боевых искусств). Причем практика цигун дала мне больше понимания и в боевых искусствах. В искусстве боя есть моменты, которые освещаются поверхностно, но в то же время они важны, и медитация помогает полнее понять происходящие процессы.

В занятиях боевыми искусствами нельзя сказать, что ты изучаешь их. Так же и с практикой цигун — нельзя сказать, что ты изучаешь её. Скорее, всё это инструменты для самоисследования. И они отлично дополняют друг друга.

Но постепенно практика боевых искусств в моей жизни практически сошла на нет. Сейчас занимаюсь в очень свободном, ленивом режиме.

— Возможно ли обычному офисному планктону заниматься медитацией вообще? Ведь на это нужно время, которого многим не хватает.

— Да, конечно. Практикой цигун и медитацией может заниматься любой. Здесь важно понимать, что дело не во времени, которого постоянно нет. Важно понимать, что дело лишь в достаточных причинах для того, чтобы что-то делать или не делать в жизни. Если ты знаешь, что такое медитация и что она может тебе дать, то понимаешь, насколько тебе важно, нужно и полезно ею научиться пользоваться. И так со всем в жизни. Если мы видим важность или полезность для себя чего-либо, мы это делаем. Находим время. Расставляем приоритеты. В своей книге я как раз затрагиваю эту тему: рассказываю, что такое медитация, что она может дать современному человеку и как заставить ее работать эффективно.

Представьте, если бы вы могли не уставать на работе, не накапливать стресс, не нервничать, по своему желанию в любое время дня и вне зависимости от внешних обстоятельств быть в активном состоянии и с хорошим настроением. Представьте, если бы могли гораздо меньше болеть, научиться избавляться от уже накопленных «заработанных» болезней своими силами, без лекарств и психологов. Представьте, если у вас появился чемоданчик с инструментами, позволяющими самостоятельно исправлять свою жизнь, развивать себя и любые внутренние качества, которые вы считаете полезными, но которых вам не хватает.

Все это дает медитация. Это просто возможности, которые мы чаще всего упускаем. Но если мы научимся их использовать (а это сделать очень легко), то качество жизни от этого станет неизмеримо выше, чем когда ими не пользуешься или, может быть, даже не знаешь об их существовании.

Про время — это лишь вопрос мотивации и целесообразности. Есть желание — найдется тысяча возможностей. Нет желания (мотивации и целесообразности) — найдется тысяча причин (время, место, деньги и т.д.).

— Добрый день. Скажите, помогает ли цигун в лечении остеохондроза и других заболеваний позвоночника? Если да, то насколько он эффективней простой лечебной физкультуры, которую рекомендуют врачи?

— Здравствуйте! Да, конечно, цигун очень эффективен в лечении остеохондроза и гораздо эффективнее лечебной физкультуры. Я знаю множество позитивных примеров среди занимающихся. И эта проблема в общем-то даже не считается серьезной, если мы говорим об эффективности её решения с помощью цигун. То же самое касается и других проблем с позвоночником. Конечно, для всего нужно время, ведь позитивные изменения происходят постепенно. Все зависит от тяжести, запущенности проблемы. Но на Востоке по этому поводу говорят просто: «Нет неизлечимых болезней, есть неизлечимые люди». Намекают, конечно, на то, что все в наших руках и организм способен сам себя восстанавливать даже в самых сложных ситуациях.

Причина эффективности в отличие от лечебной физкультуры проста. Лечебная физкультура (в том виде, в котором она дается сейчас) работает не со всеми тканями в теле. Например, работа со связками и фасциями, которые активно участвуют в физиологических процессах, практически не используется. В то время как в цигун этому уделяется отдельное внимание. Современная же медицина практически не учитывает колоссальную роль фасций в физиологии человека. В то же время фасциальная ткань, будучи разновидностью соединительной ткани, влияет на состояние и структуру мышц, работу внутренних органов, состояние и здоровье суставов. Именно воздействие на фасциальную систему, на конкретные ее точки лежит, например, в основе китайской акупунктуры.

Есть еще одна веская причина большей эффективности цигун, медитации и подобных практик по сравнению с обычной лечебной физкультурой. В цигун (и подобных практиках) работа происходит не только на уровне тела, но и на уровне психических процессов. Например, в лечебной физкультуре не учитываются причины остеохондроза — повышенный уровень стресса, не только физического, но и, прежде всего, психического, который, накапливаясь, напрямую влияет на метаболизм, кровообращение и создаёт различные проблемы со здоровьем. И это касается не только остеохондроза. Цигун оказывает комплексное воздействие на тело и психику и работает не только со следствием, но и с причиной проблемы.

Если продолжить говорить о влиянии психических процессов на тело, то в цигун используется целенаправленная работа с воображением, мыслями, вниманием, восприятием. Задействуется более широкий спектр функций, чем в лечебной физкультуре. Ведь человек — это не только тело, а совокупность тела и психики. Психика всегда влияет на тело, как и тело на психику. Цигун использует эти взаимосвязи для получения конкретных внутренних позитивных изменений и для избавления от конкретных проблем со здоровьем.

Результаты, которые человек получает в процессе практики данных упражнений, касаются, прежде всего, физического и психического здоровья и связаны с активизацией внутренних ресурсов (энергии) тела и психики.

Многим интересна тема развития, в том числе духовного. Однако немногие понимают, что именно здоровье является фундаментом для развития. Если в теле и психике прямо сейчас не хватает ресурсов даже для того, чтобы поддерживать себя в здоровом состоянии, о каком развитии тогда говорить?

— Здравствуйте, Павел. Есть люди, которых еще называют «энергетическими вампирами». Они всячески оттягивают твое внимание на себя, при этом не важно — в негативной или позитивной форме, жалуются или хвастаются. При общении с такими людьми я стараюсь часть своего внимания сохранять в своем теле, но это с трудом удается. В итоге чувствуешь себя буквально истощенным, уставшим и апатичным. Вопрос. Изменится ли как-то ситуация, если существенно ограничить общение с такими людьми? Потому что абстрагироваться от этих жалоб тяжело и я часто скатываюсь до чувства жалости и хочу помочь этому человеку разобраться. Тогда как сам он этого не хочет. Он хочет жаловаться и жаждет твоего внимания.

— По вашему вопросу и его содержанию видно, что вы знаете, что такое медитация.

Действительно, есть люди, пообщавшись с которыми, мы можем плохо себя чувствовать. А у этих людей, напротив, будет наблюдаться внутренний подъем. Порой эти люди — наши коллеги по работе, друзья или родственники.

Конечно, с этим можно что-то сделать. Медитация увеличивает возможности по позитивному разрешению этой ситуации. Посмотрите, как ведет себя такой человек? Он старается сделать две вещи: первое — привлекает и удерживает ваше внимание, второе — заставляет вас сопереживать или испытывать определенные эмоции и чувства. Чем они сильнее, тем лучше для него.

Если мы видим стратегию поведения такого человека, мы видим и решение. Как можно снизить негативное влияние на себя? Во-первых, свое внимание держите при себе. Не включайте «эффект телевизора», когда все ваше внимание всецело направлено на собеседника. Кстати, именно поэтому и телевизор может давать тот же эффект внутреннего истощения.

В момент беседы, например, прислушивайтесь к ощущениям своего тела, а не только слушайте вашего собеседника. Благодаря этому часть вашего внимания будет все-таки при вас и потери будут гораздо меньше.

Во-вторых, не вовлекайтесь в переживания, которые вам навязывает собеседник. Как только он начнёт вам рассказывать, как у него все плохо, вам главное вовремя включить восприятие зрителя. То есть абстрагируйтесь от рассказа вашего собеседника, не пытайтесь его как-то оценивать или эмоционально окрашивать. В момент общения с таким человеком отбросьте все ваши «я же должен ему сопереживать», «я же должен показать свое участие». Что вам важнее: хорошо себя чувствовать или чтобы о вас осталось хорошее мнение у того, кто вас истощает? Расставьте приоритеты и не пытайтесь быть миллионом долларов, который всем нравится.

Не думайте плохо и хорошо о том, о чем он рассказывает. Чувствуйте себя так, будто вы действительно зритель в зрительном зале, а он — актер на сцене. Вы здесь, он там. Вы не вовлечены в процесс. Чем лучше это будет получаться, тем в итоге будет эффективнее результат. Для практикующих медитацию это сделать гораздо проще, ведь во время медитации происходит интенсивная тренировка навыков по управлению вниманием, а также тренировка управления способами восприятия (в том числе состоянием зрителя-наблюдателя).

И последнее, что вы можете сделать, — поиграть со своим воображением в момент общения с таким человеком. Помните, что на самом деле не он вас истощает. Вы сами, ваше неуправляемое восприятие вас истощает. Идея подключений воображения тоже очень проста: поменяйте образ этого человека, представьте его кем-то другим, например, ребенком или очень пожилым человеком. Если вы парень, представьте оппонента очень красивой девушкой, а если вы девушка — очень привлекательным парнем. Вы заметите, что таким образом изменятся и ваши сопутствующие ощущение, восприятие этого человека и того, что он делает. В итоге такая игра с воображением либо полностью снимет, либо очень изменит негативный эффект от общения с «энергетическим вампиром». Работа с воображением, кстати, по иерархии стоит ниже умения быть наблюдателем-зрителем в момент общения. То есть игра с воображением является вспомогательным инструментом по отношению к обычному нейтральному восприятию такого человека. Так что пробуйте, тренируйтесь! Ваша психика имеет невероятный ресурс. Просто научитесь им пользоваться с помощью медитации, и качество жизни станет гораздо выше. Успехов.

— Павел, здравствуйте! Расскажите, как проходят ваши семинары? Что на них можно узнать и чему научиться?

— Здравствуйте. Базовый семинар длится пять дней (пять занятий) по 3–3,5 часа. Как правило, он проводится в вечернее время. Как я уже упоминал выше, первое занятие- всегда бесплатное, чтобы человек мог понять, что это такое, насколько ему это нужно и интересно. Основной курс обучения — платный.

На обучающем курсе:

  • изучается система упражнений плюс грамотная, современная инструкция к применению (без мистики и секретов);
  • разбираются конкретные принципы, по которым работает тело и психика;
  • даётся понимание, как можно управлять своими мыслями, направить их во благо своего здоровья;
  • объясняется, как работает наше подсознание и как научиться пользоваться скрытыми в нем ресурсами;
  • объясняется, как безопасно и эффективно самостоятельно пользоваться изученными упражнениями и как применять их для решения конкретных внутренних проблем;
  • объясняется принцип работы с восприятием реальности, которое, собственно, и порождает в нас различные проблемы, будучи бесконтрольным.

На каждом занятии даётся домашнее задания для полноценного освоения упражнений. После обучения даётся методическое пособие для лучшего усвоения пройденного материала.

Обучающий курс является базой, фундаментом, после которого начинается самостоятельная практика этих упражнений, чтобы получить результаты в выбранных целях.

Это длительная, регулярная, но в то же время очень интересная внутренняя работа, которая дает невероятные плоды. То есть в конечном итоге чудес не происходит. Никто за тебя твои проблемы не решает — ты все делаешь сам. После семинара понимаешь, откуда вообще берутся проблемы и болезни (физические и психические). Понимаешь, что ты сам их себе создаешь. Далее приходит осознание, что сам же можешь от них избавиться. А упражнения являются методом, инструментом для их решения.

Результаты, которые человек получает в процессе практики данных упражнений, касаются, прежде всего, физического и психического здоровья и связаны с активизацией внутренних ресурсов (энергии) тела и психики.

О проектеРазмещение информацииКонтактная информация