Теория

Что такое цигун?

С позиции современных знаний, цигун — это система упражнений, направленных на развитие разных аспектов физического тела и психики. Чтобы сказать еще проще, и, прежде всего, донести смысл, Цигун — это инструмент по взаимодействию с собственными телом и психикой, и улучшению их возможностей.

Подробнее

Цигун — это слово китайского происхождения. Оно состоит из двух частей Ци (气) и Гун (功). Для того чтобы лучше понять суть Цигун, давайте подробнее рассмотрим эти две части. Ведь из их непонимания в отдельности, рождается непонимание идеи в целом.

Итак, что же такое Ци?

«Ци» можно условно перевести на русский язык как «Энергия». Однако этот перевод условен. Почему? Дело в том, что термин пришел из китайской культуры, и как многие слова, имеющие тесную связь с культурной средой, его сложно адекватно перевести на другой язык, в котором такого термина никогда не было. Но нас с вами не интересуют культурные и морфологические тонкости этого слова. Нам интересно употребление этого термина именно в контексте психо-физических практик, к коим и относится цигун.

В школе «У Дао пай» одним из лавных методов обученияявляется так называемый «метод Вопросов». Поэтому чтобы лучше понять смысл Ци, давайте начнем с вопросов.

Что такое Энергия? Какой она бывает?

Энергия бывает кинетической и потенциальной, электрической и тепловой, волновой, возобновляемой и природной, механической и биохимической и т.д. существует огромное количество процессов, которые можно назвать словом Энергия. Тут важно отметить две особенности:

  • Практически все, что мы описали не имеет никакой связи с мистикой или эзотерикой. Это простые и понятные любому человеку термины.
  • Перечисленные виды энергии различны между собой и часто прямо противоположны по значению и смыслу. Все эти термины описывают определенные феномены разной природы. Но как такое возможно, использовать одно и тоже слово в самых разных ситуациях?

Дело в том, что энергия — это описательный, собирательный термин, описывающий феномены разного рода. Причем в этом термине нет абсолютно ничего мистического или эзотерического. Это важно. Ведь мистика начинается там, где заканчивается понимание, дабы заполнить образовавшуюся пустоту.

Так как термин «Энергия» — это аналог термина «Ци» в европейской культуре, то можно сказать что Ци — это также, собирательный и описательный термин, который также описывает феномены разного рода и может обозначать очень разные вещи, в зависимости от контекста применения термина.

Например любое изменение погоды китаец будет называть дословно: «Изменение ци неба» (天气成了). Или если погода плохая, он скажет: «Ци неба плохая» (天气不好). Однако он не будет иметь ввиду, что произошло что-то мистическое или волшебное. Он таким образом опишет то, что происходит с погодой в данный момент. Также если пациент в Китае приходит в клинику традиционной китайской медицины и пожалуется на проблему, например с желудком. Врач скорее всего ему скажет, что ци желудка плохая (胃气不好), вот почему он болит.

Таким образом врач просто опишет проблему, не вкладывая в свои слова ни единой доли волшебства. Также обстоит ситуация и в случае, когда ученик начинает заниматься практикой медитации. Через какое-то время он приходит к учителю и говорит: У меня болит тело, у меня не получается долго сидеть в медитации — все болит. Или возможно ученик спросит: «В теле появились разные ощущения. Что это?». И тогда учитель в обоих случаях просто скажет ученику — это ци меняется в теле, практикуй дальше! Таким образом рассудочный ум ученика получает «ответ» и на время успокаивается, позволяя ученику продолжить практику. Хотя конечно на самом деле настоящего ответа и не было дано. Ну какой смысл учителю объяснять все тонкости психических и биохимических процессов, которые происходят во время практики медитации? Возможно он и сам не знает этих тонкостей. Именно поэтому просто и удобно сказать: Это ци меняется в теле, не обращай внимания! Продолжай заниматься! И действительно, если ученик будет слишком зацикливаться на своих ощущениях, то это будет его еще сильнее отвлекать от выполнения упражнений.

Также и китайский врач, что он может сказать полуграмотному рабочему о его проблеме? Есть ли смысл объяснять все тонкости работы желудка простому крестьянину? Нет, конечно, гораздо проще сказать что все дело в плохой ци.

Таким образом мы с вами выяснили что Ци — это действительно удобный термин, с помощью которого можно описать множество процессов, в том числе и происходящих во время практики медитации. В практике китайского цигун говорят, что с помощью специальных упражнений можно накапливать и улучшать качество своей «ци». О какой же энергии-ци идет речь именно в случае практики цигун?

Что такое Ци в контексте психофизической практики?

Вы наверняка слышали о такой идее: Человек — это самовосстанавливающаяся система. Это значит, и с этим мало кто поспорит, что организм человека способен сам себя восстанавливать. Например у нас затягиваются ранки после порезов, мы излечиваемся от разных легких заболеваний, даже без помощи каких-либо препаратов. Итак ответим тогда на простой вопрос: «Если человек — это самовосстанавливающаяся система, почему тогда мы болеем? Почему разные проблемы не только возникают в нас, но и, что важнее, развиваются в серьезные заболевания? И потом эти заболевания остаются с нами на долгие годы. Почему Человек часто не в состоянии быстро справиться с проблемой?».

Конечно каждый из вас может назвать с десяток разных причин. Но давайте посмотрим на причины, которые зависят от нашего организма. То есть на какие причины мы дейтсивтельно в силах повлиять самостоятельно.

И такая причина одна — недостаток энергии. Причем речь идет о двух ее видах:

1. Ци как энергия тела или биохимический потенциал

Наше тело постоянно производит огромное количество биохимического ресурса: гормоны, аминокислоты, различные клетки и минеральные вещества. Этот биохимический ресурс есть не что иное, как строительный материал нашего организма. Организм использует биохимический материал для того, чтобы устранять проблемы, латать «дыры». Иными словами, если организм обнаруживает проблему-болезнь в себе, с помощью специальных восстановительных механизмов, биохимический потенциал направляется организмом на устранение этой проблемы. Если же этого биохимического потенциала не достаточно, проблема не может быть устранена. Ее попросту нечем устранить. Представьте, что если вы строите дом и заканчивается цемент, кирпичи — вам не достаточно строительного материала. Тогда стройка останавливается, даже если вы знаете что и как вам нужно делать.

Таким образом недостаток энергии с точки зрения тела — есть недостаток выработки биохимического материала вашим собственным организмом. И это одна из причин, почему человек болеет и болезни имеют возможность развиваться — у тела не хватает строительного материала.

В практике цигун многие упражнения направлены на стимуляцию разных отделов эндокринной системы — той самой системы, которая занимается производством строительного материала. Эта стимуляция делается для того, чтобы тело начало интенсивно производить строительный материал, который может быть использован для лечения патологий, проблем вашего тела.

Еще один способ получить энергию для тела — это процесс «расслабления». Какая связь расслабления и получения дополнительной энергии в теле? Дело в том, что наше тело постоянно избыточно тратит огромное количество энергии на обслуживание напряжений. Все ваши мышцы, связки, которые постоянно перенапряжены — требуют большого количества энергии, чтобы продолжать быть напряженными. Таким образом, когда происходит расслабление — тело перестает тратить энергию на обслуживание напряжений и эта энергия начинает накапливаться в теле. Тогда тело начинает направлять эту накопленную энергию на какие-то полезные внутренние процессы, например лечение какой-то проблемы.

2. Ци как психический потенциал или энергия Внимания

Внимание — есть разновидность энергии, имеющей отношение к человеческой психике. Недостаток внимания также порождает болезни. Почему?

У внимания есть две основные функции:

  • Фиксировать сигналы, замечать.
  • Усиливать обмен веществ, в той области, на которую направлено.

Если человек не замечает чего-то, его называют невнимательным. Именно внимание отвечает за нашу способность замечать те или иные процессы и явления. Таким образом, Внимание — это функция психики, которая «замечает», фиксирует сигналы. Удивительная особенность механизмов психики и тела заключается в том, что если механизм работает Во Вне, то те же функции он будет выполнять и при внутренней работе. Иными словами, внимание, так же как оно фиксирует сигналы мира внешнего, помогает фиксировать и сигналы мира внутреннего.

Это могут быть ваши мысли, ощущения, эмоции или сигналы от внутренних органов, каких-то внутренних проблем. Как именно это происходит?

Внимание действует на подобии локатора — фиксирует сигналы из той зоны, на которую оно направлено. Например, если вы направите внимание на тот или иной объект вы начнете фиксировать все сигналы связанные с этим объектом. Если вы услышите лай собаки, ваше внимание сфокусируется на этом звуке, вы повернете голову и увидите собаку, оцените ее агрессивность, размеры, причины лая, причем большая часть этих процессов произойдет как бы неосознанно. Оценив увиденное у вас появляется возможность адекватно среагировать (если собака бежит к вам и настроена недоброжелательно, — вы защищаетесь, если она сидит за забором — вы просто идете дальше) Также все происходит и в нашем организме. Тело дает знак с помощью Боли, о том, что некая область вашего тела не в порядке. Вы неосознанно направляете туда внимание и организм получает возможность зафиксировать не только само нарушение, но и его причины, объемы и т.д. Все это помогает организму адекватно среагировать на проблему и устранить ее. Точно так же как с лаем и собакой.

У внимания есть еще одна интересная функция. Внимание усиливает, активизирует процессы в области своего приложения. Для тела активизация процессов обозначает усиление обмена веществ в месте, куда приходит внимание. Обмен веществ — это поступление биохимического материала, усиление кровообращения и не только. Вот тут мы добрались до интересного свойства внимания — Внимание управляет кровью. Кровь выполняет транспортирующую функцию в нашем организме. Это значит, что кровь помогает полезным веществам попадать в ту или иную область, а продуктам распада из этой области уходить. Таким образом кровообращение и кровоснабжение является одним из основных факторов здоровья того или иного органа, области в теле. Человек, который управляет своим вниманием — управляет собственной биохимией (тем как ваше тело производит строительный материал), управляет кровью своего организма. То есть если внимание плохо развито, то это напрямую влияет на кровообращение, обмен веществ и обнаружение сигналов от проблемных участков в теле. Но как тогда внимание приходит в ту или иную область нашего тела?

Существует два способа доставки внимания в организме:

  • Ментальное усилие. Когда вы думаете о какой-то области в теле — ваше внимание автоматически приходит в эту область.
  • Использование каналов чувственного восприятия. Например таких как зрение и осязание.

Как правило одного ментального усилия не всегда достаточно, ведь вниманию трудно удержаться на месте, оно постоянно рассеивается и переключается. Именно поэтому существует второй способ его доставки в организме. Куда мы смотрим или к чему прикасаемся — туда же приходит и наше внимание. Происходит это потому что зрение и осязание — это каналы восприятия, которые человек использует с самого раннего детства. Ребенок воспринимает мир через прикосновение и визуальные образы. Слух, обоняние, вкус подключаются гораздо позднее. А теперь вспомните что делает человек интуитивно, когда в какой-то области в теле возникает дискомфорт. Мы обычно интуитивно трогаем это место и смотрим на него. Почему? Чтобы помочь локатору внимания прийти в область поражения, распознать сигнал, найти его причину и устранить ее. Таким образом поступает ребенок, у которого болит живот или голова — он интуитивно хватается за беспокоящую область. Также и человек, который, ушибив колено, интуитивно хватается, а затем смотрит на пораженный участок, не отдавая себе отчета, зачем он это делает.

Гормональная система и внимание

Давайте свяжем 1 и 2 пункты, которые мы обсудили о внимании и энергии в единое целое. Дело в том, что самой отзывчивой системой в организме человека является эндокринная, гормональная система. Она же в свою очередь участвует в процессе производства строительного материала вашего тела — клеток, аминокислот, гормонов, ферментов и т.д. Гормональная система также очень сильно влияет на состояние внутренних органов. То есть, если мы хотим комплексно повлиять на организм, проще и удобнее всего — повлиять на свою эндокринную систему.

Зная все эти взаимосвязи, упражнения цигун учат человека двум вещам:

  • Развивать внимание, делать его послушным инструментом. Мы уже говорили выше о том, что одна из функций внимания — локатор по обнаружению сигналов. Таким образом развитие внимания помогает найти проблемы в своем организме.
  • Активизировать работу гормональной системы с помощью своего развитого внимания и управлять ее работой по своему желанию, для того чтобы у тела был биохимический потенциал — ресурс для устранения проблем.
  • То есть мы фактически активизируем и развиваем два вида энергии в себе — психическую (внимание) и физическую (биохимию). Все это в целом дает человеку возможность быть очень здоровым, управлять работой своего организма.

    Но у слова цигун есть и вторая часть — ГУН.

    Что такое Гун?

    Слово «Гун» часто переводят как Работа. Однако это не совсем корректный перевод в контексте психо-физической практики. да-да, как и в случае с «ци» важен контекст термина, чтобы правильно его понять.

    Одна из основных идей практики цигун в том, что у каждого человека УЖЕ есть все необходимые механизмы и ресурсы для того чтобы быть здоровым, успешным, целостным. То есть проблема не в том, что у нас чего-то нет. Проблема в том, что мы не знаем что у нас есть и не умеем этим управлять.

    Таким образом практика цигун, фактически, не дает практикующему ничего нового, она просто помогает осознать тот ресурс, которым владеет человек и научиться этим ресурсом управлять.

    Теперь давайте немного расшифруем сказанное.

    Вы уже узнали, что у человека есть некий естественный ресурсный потенциал — внимание и биохимия. Кроме этого у каждого человека в теле и в психике присутствуют естественные механизмы. Нет смысла перечислять их все. Их слишком много. Самые известные и интересные для нас с вами пока — это механизм самовосстановления, о котором мы говорили выше и механизм адаптации. О них и поговорим.

    В нашем обычном состоянии эти механизмы конечно тоже работают. Но работают как бы сами по себе. Мы их не осознаем, как бы не замечаем их в себе, а значит не управляем ими. В силу разных обстоятельств, эти механизмы работают всегда по разному — иногда хорошо, иногда плохо. Иногда срабатывают на 100%, иногда на 50%, иногда не срабатывают вовсе.

    Таким образом, наша эффективность в жизни, наше физическое и психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо эти механизмы срабатывают. Древние практикующие поняли, что можно научиться управлять этими механизмами. Механизмы нашего тела и нашей психики подобны мышцам — их можно накачать, развить, так же как мы поступаем, например с мышцами тела в спортзале.

    Обнаружив тот или иной механизм в себе, его можно с помощью особых упражнений развить. Можно перевести полезные неосознаваемые процессы и механизмы из области случайных в область осознанных, управляемых, намеренных. Таким образом, полезные механизмы собственного тела и психики становятся удобными инструментами в жизни практикующего.

    Например, с помощью своего тренированного внимания можно запускать и стимулировать процессы самовосстановления еще до того, как проблема себя проявила на 100%. Зачем ждать болезнь? Мы знаем что приложив руки, а вместе с ними и наше внимание в область предполагаемой проблемы, мы усилим полезные восстановительные процессы в этом месте и вообще поможем обнаружить проблему на ранней стадии. Зная это, мы можем использовать этот механизм осознанно, намеренно, тогда когда нам нужно. Намеренно — значит, что он начинает работать не случайным образом — как ему хочется, а включается тогда и так — когда и как нужно нам.

    Так например, если вы знаете, что у вас проблемы с сердцем, тогда регулярное направление внимания и удержание его там с помощью особых упражнений, поможет вашему сердцу работать гораздо лучше, вплоть до избавления от проблемы.

    Тоже самое относится к механизму адаптации. Адаптация — это естественный механизм изменения работы тела и психики в зависимости от факторов внешней среды. Адаптация нужна для того, чтобы вы продолжали себя чувствовать хорошо и могли быть эффективным в данных конкретных условиях.

    Чем лучше работает ваш механизм адаптации, тем выше ваша эффективность. Чем хуже — тем труднее вам быть здоровым и эффективным.

    Как правило, мы не знаем как развивать этот механизм. Но согласитесь, как много бы нам дала возможность этим механизмом управлять, развивать его. Практика цигун нам дает такие инструменты. Адаптацию можно развить. Сделать так, чтобы организм и психика человека стали универсальными, могли быстро приспособиться и комфортно себя чувствовать даже в очень неблагоприятных условиях. А ведь — это один из секретов долгой жизни. Один из секретов эволюции. Кто приспосабливается — выживает. Кто не может адаптироваться — уходит со сцены.Идея цигун в этом плане проста — если у человека есть какой-то механизм, им можно научиться управлять.

    И еще немного о Гун — намеренном действии

    Вот вам простой пример. Если вы спонтанно потягиваетесь с утра — это естественный механизм тела, для избавления от накопленных за ночь мышечных и иных напряжений. Организм как бы приводит себя в норму. Но если вы знаете эффект от потягивания и включаете этот процесс осознанно, намеренно в течении дня — это и будет Гун. Если вы повторяете это регулярно, вы как бы постоянно обращаетесь к этому внутреннему механизму и он постепенно развивается, начинает работать лучше, чем раньше. Так и наоборот, если какой-то механизм в нас работает плохо и мы ему постоянно мешаем (такое тоже бывает), то есть подавляем его или не даем проявляться, то со временем такой механизм начинает работать все хуже. Гун — это намеренные действия, направленные на развитие естественных механизмов в теле и психике человека.

    В китайской культуре, когда кто-то увидит как вы занимаетесь практикой цигун, про вас так и скажут — 他练功 — «Он тренирует Гун (намеренное действие)».

    Таким образом, Цигун — это целенаправленное взаимодействие, намеренная работа с собственными резервами и естественными механизмами человеческого тела и психики.

О мастерах

Одной из особенностей школы У Дао пай является то, что в ней нет Главного Мастера или Главного Учителя, нет главного Гуру. Именно поэтому главным принципом школы является принцип Внутреннего Мастера. Он обозначает, что быть Мастером для самого себя может и должен быть каждый.

Подробнее

«Все бунтуют... Я Наблюдаю
Охваченный страстями... Я Наблюдаю
Слушая мудрых... Я Наблюдаю
Я иду только своим собственным Путем»

— Бодхидхарма, 1-й патриарх дзен.

Многие знаменитые учения и традиции в разное время утверждали примерно одно и тоже: Ты сам являешься источником и причиной всего с тобой происходящего. Источником своей свободы, эффективности, равно как и несвободы, неэффективности, всех бед и радостей своей жизни.

Мастер — это состояние самодостаточности и внутренней целостности, осознание своих возможностей и понимание того, что ответственность за все лежит только на тебе. К этому состоянию нужно прийти каждому. И любые учителя или Мастера или те, кого ты таковыми считаешь или называешь нужны лишь для того, чтобы ты научился слушать себя, доверять себе. Чтобы ты понял, что главный Мастер, прелюдией к которому в твоей жизни были все остальные Мастера и учителя, находится внутри тебя, в глубинах твоей собственной психики.Это очень важный принцип.

В христианстве утверждается этот же тезис. На вопрос учеников «Где царствие Божие?», Христос ответил: «Царствие Божие внутри вас есть». (Лк. 17, 21).
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ... храм Божий свят; и этот храм — вы». (1 Кор. 3, 16–17).

В Буддизме говорят о том, что Будда живет в сердце каждого, нужно лишь раскрыть его. Карл Густав Юнг, знаменитый психолог, называл это состояние, или эту часть психики Сверхсознанием. То есть совершенно не важно, как именно ты называешь эту частичку себя — Внутренним Мастером, Сверхсознанием или Буддой.

Смысл один — это есть ты, а не кто-то или что-то внешнее. Это очень важный момент, когда понимаешь, что кроме внешних опор опоры могут быть еще и внутренними.

Внешние и внутренние опоры

Человек, который только начинает практику в рамках какой-то системы, конечно же нуждается в опоре. И опора в первое время для него — это Учитель или Мастер.

От Мастера мы получаем ответы, у Мастера мы учимся. Однако любой грамотный учитель или Мастер старается как можно быстрее подвести ученика к пониманию того, что Мастером на самом деле является сам ученик. Мастером не по отношению к кому-то. А Мастером, прежде всего для себя, по отношению к себе и своей жизни. Идея очень простая. Хороший Мастер вряд ли мечтает всю жизнь нянчится с детским садом, ему интересно взрастить учеников в Мастеров. И чем быстрее это произойдет, тем лучше для всех.

В момент осознания Внутреннего Мастера ученик понимает, что то, что он раньше считал внешней опорой, превращается в опору внутреннюю. Этот переход очень важен от внешнего к внутреннему.

Внешняя опора — внешний Мастер или Учитель — это опора, от которой ты зависишь. Когда учитель или Мастер рядом — ты уверен в себе, спокоен, получаешь ответы на свои вопросы, получаешь рекомендации по практике и т.д. Когда учитель уезжает куда-то, вместе с ним уезжает и твоя опора. Тогда ученик вынужден ждать возвращения опоры, или может быть наоборот, вынужден везде за ней следовать. Ведь нет больше рядом того, кто ответит на вопросы, теряется уверенность в собственных силах, понимание и т.д. Когда же ученик осознает, что эта опора, внутренний Мастер, в нем самом, даже на первоначальном этапе этого процесса — это вселяет уверенность в своих силах. Ты вдруг понимаешь, что сам способен получить ответы на любые свои вопросы от самого себя, сам можешь откорректировать свою практику. Сам можешь сделать все то, чего ждал от Мастера.

Есть история об этом:

Когда умирал Великий Святой, вокруг собрались ученики и плакали. И горше всех плакал его главный ученик: «На кого ты нас оставляешь?! Ты был светильником для нас! Ты освещал путь в этой юдоли мрака и страданий! Теперь мы снова одни!»

Святой приподнялся и спросил:
— Почему Ты плачешь? Ты, дурак так и не понял чему я учил? Я учил каждого из вас стать Светильниками для самих себя! Чтобы вы сами освещали себе Путь, а не таскались за чужими светильниками!

И в этот момент главный ученик достиг Великого понимания.

Важно, что когда опора внутри тебя — она всегда с тобой, где бы ты ни был. Ты перестаешь зависеть от опор внешних, перестаешь за ними бегать, что-то от кого-то требовать или просить. Когда это происходит, иногда такого человека начинают обвинять в самоуверенности, отсутствие уважения. Давайте посмотрим на этот феномен вблизи.

Уважение, поклонение и выборочное восприятие

Когда мы говорим о Внутреннем Мастере, конечно же, речь идет не об Эго человека, не о чувстве превосходства себя по отношению к другим. Реализуя состояние Мастера, человек не становится лучше ЧЕМ КТО-ТО. Он становится лучше, чем он сам. Чем то, каким он был. Речь идет о внутреннем росте, взрослении. Внутренний Мастер — это источник, находящийся в глубинах подсознания, с которым можно наладить связь, научиться взаимодействовать. Научиться слушать себя, свою интуицию, свой здравый смысл. Научиться брать ответственность за все происходящее в своей жизни в собственные руки, не перекладывая ее на учителей, каких-то Мастеров.

Быть Мастером для самого себя — это не значит, не уважать других. В твоей жизни на всем ее протяжении появляется целый сонм людей, ситуаций, обстоятельств, сил природы у которых ты чему-то учишься. В начале практики, когда ум скован ограничениями и шаблонами восприятия еще легко сказать, кто был твоим главным учителем. Так уж устроено наше восприятие, скованное шаблонами — оно выборочно.

Что это значит? Это значит что лишь кого-то мы считаем Мастером или Учителем для себя. Кого-то кто вписывается в наш внутренний шаблон. Если внутренний шаблон-трафарет сошелся с человеком, который нам дает какую-то информацию, значит мы воспринимаем его как Мастера или Учителя. Если трафарет не сошелся — мы не воспринимаем его как Учителя, а значит не воспринимаем и информацию идущую от него. Хотя возможно информация, которую он нам дает очень полезна для нас. Так шаблон мешает человеку увидеть Мастеров в других людях.

В какой-то момент, когда многие оковы восприятия сброшены, с помощью практики или просто с жизненным опытом, ты понимаешь, что абсолютно все играли в твоей жизни важные роли и нельзя выделить того, кто был важнее, кто дал тебе больше. Может быть, тебе что-то помог понять сосед, с которым вы беседовали о практике или собака, которую ты увидел на улице, заставила тебя пережить мощное озарение и понимание чего-то. Каждое событие в нашей жизни постоянно вносит свою лепту, помогает нам чему-то научиться. Все нас учит и прежде всего мы сами себя учим. Невероятно, но факт! Абсолютно все что мы слышим, видим, чувствуем, мы пропускаем через фильтры собственного восприятия, через призму ума и жизненного опыта. В итоге мы понимаем одну и ту же информацию, абсолютно по-разному, со-своей колокольни. Получается, что мы уже сами себя учим, причем постоянно, но кажется нам, что это кто-то учит нас!

Так, например, когда вы учились в школе, затем пришли в Университет — Вы также проходили через ряд Учителей. И, наверняка среди них был тот, кто дал вам чуть больше, кто вас увлек какой-то темой, которую вы в итоге сделали своей профессией. И сейчас наверняка эта профессия помогает вам зарабатывать деньги, содержать себя и семью. Получается, что тот человек, тот учитель дал вам довольно много. Но вряд ли сейчас у Вас на тумбочке стоит его фото в рамке. И уж точно вы не жжете ему благовония и не благодарите каждый день вслух за то, что имеете. Однако это не значит, что вы ему не благодарны. Да и ваш преподаватель, если узнает что вы всего этого не делаете — вряд ли расстроится. Именно так, человек, который осознал Внутреннего Мастера, может учиться у всех и не цепляться к тем, у кого учится. Просто продолжать свою жизнь и практику.

Так почему же часто все не так же в практике медитации?

Конечно же, реализация Внутреннего Мастера — это долгий Путь. Но, как говорят в Китае: «Дорога в 10000 ли начинается с маленького шага». И этим шагом является понимание того, что ты УЖЕ Мастер для самого себя. По мере практики медитации, человек просто постепенно реализует этот потенциал в себе. Реализация Внутреннего Мастера — это процесс внутреннего взросления, роста, формирования целостной личности.

Но это не означает, что такой человек отвергает внешних учителей. Напротив, он принимает все и всех, однако не забывает за кем последнее слово, кто Главный Мастер — он сам.

Многие известные учения предостерегают практикующих: «Не сотвори себе Кумира». Ведь цепляние за внешние опоры, за кумиров — это одна из ловушек на Пути практики. Если считаешь, что нашел Мастера вне себя, в какой-то личности, которую ты начинаешь боготворить, то это может отвратить тебя от поисков Мастера Внутреннего. И тогда вся твоя жизнь будет погоней за кумирами, беготней по замкнутому кругу.

Здравый смысл и стадный инстинкт

Как человек становится Мастером? Как реализует в себе принцип Внутреннего Мастера, как достигает этого состояния?

В начале, по средствам идеи. Идеи о том, что искать Мастера, искать некий источник Знаний нужно Внутри себя. Одной из составляющих этой идеи является использование здравого смысла, умение думать своей, а не чужой головой. Это одновременно является и путеводной нитью и системой безопасности для практикующего.

Почему системой безопасности? Ну хотя бы потому что порой учителя могут завести не туда, если пытаться слепо следовать им. Ведь учителя бывают разными. Здравый смысл может тебя защитить от необдуманных поступков в таких ситуациях.

Затем, за счет практики медитации и достижения особых состояний восприятия, человек осознает в себе внутренний источник — ту часть психики, которая дает ответы на любые вопросы, ту часть психики у которой можно учиться. Так практикующий получает опыт непосредственного переживания. Ведь важно пробудить внутреннего Мастера не на уровне философии или теории, а на практике.

Мастером не назначают. Реализация Внутреннего Мастера не связана с чужим мнением. Нельзя сдать какой-то экзамен или получить особое посвящение. Нельзя получить разрешение или одобрение на то, чтобы быть Мастером. Это внутреннее состояние, к которому способен прийти каждый.

В основе Принципа Мастер-Ученик лежит и древняя психологическая игра. В нашем подсознании, нами управляют мощные инстинкты, которые помогают нам выживать. Однако часто эти же инстинкты, не будучи управляемыми нами — начинают мешать нам. В этом плане, практика медитации помогает обуздать инстинкты. Одним из таких инстинктов является стадный инстинкт.

Человек в каком-то смысле стадное существо. Этот инстинкт заставляет человека подсознательно искать вожака, лидера, Мастера. Того, кто выше, лучше, умнее, достойнее. Того, кто приведет, научит и сделает все за тебя. Практика медитации помогает человеку осознать, что вожак, лидер, Мастер — скрыт в каждом. Однако по закону этого инстинкта, того, кто так или иначе пытается это осуществить — не поощряют. И даже наоборот, попытка вырваться из-под власти стадного инстинкта влечет за собой негодование со стороны остальных. Как ты посмел? Выделиться хочешь? Думаешь ты лучше, чем мы? И т.д. Как часто нам приходилось это слышать в детстве в среде сверстников, а потом и во взрослом состоянии. Здесь срабатывает еще один внутренний механизм: Если не позволяешь чего-то себе — не позволяешь этого и другим. Тот, кто не может себе разрешить быть Мастером, не разрешает этого и другим.

По закону стадного инстинкта человеку нужно чье-то одобрение, поощрение, разрешение. Именно на этом основана, например древняя практика Посвящений в разных религиозных традициях. С помощью ритуала Посвящения, человек как бы “Получает” право или некие полномочия. Чтобы потом можно было сказать: Я делаю так-то , потому что мне разрешено так делать. Однако человек, по сути, Сам себе дает разрешение на определенные полномочия, а ритуал, лишь помогает его уму через этот свой внутренний барьер перешагнуть. Получить уверенность в своих силах.

Если мы отталкиваемся от принципа Внутреннего Мастера, то понятно, что абсолютно все разрешения мы себе даем сами. И для этого не нужны особые посвящения или одобрения внешних сил.

Кто дал полномочия Будде? Или Христу? Кто разрешал им учить? Кто разрешил им стать Мастерами? Конечно же, прежде всего они сами. И этот потенциал есть в каждом. Это не удел избранных. Равно и другое, не веришь в то, что сам можешь быть Мастером — не позволяешь и другим им быть.

Именно поэтому реализация принципа Внутреннего Мастерства — это очень смелый поступок.

Здесь можно перечислить тех людей, которые считаются или являются Мастерами или Учителями в школе У Дао пай. Однако этим Мастерам нет дела до известности, нет дела до почитания или уважения со стороны практикующих. Мало того, сделать это — значит отказаться от главного принципа. Еще 6-й патриарх Чань-буддизма, Хуэйнен, в свое время отверг значение патриаршества и сказал, что патриархи не нужны. Чтобы люди, практикующие медитацию прекратили к ним привязываться и смотреть как на иконы истины.

В школе У Дао пай, изначально не дается ориентир на внешние опоры, хотя они не отвергаются. Чтобы ученик как можно быстрее пришел к Внутренней Опоре. Ориентир изначально идет на внутреннюю опору. Все учителя в У Дао пай рассматриваются как промежуточные, вспомогательные этапы к внутреннему Мастеру.

Каждый ученик — изначально Мастер для Самого Себя, просто в начале он этого не осознает. А практика лишь помогает это понять и реализовать в полной мере. Чтобы, благодаря внешним опорам в ученике запустилась цепная реакция, которая раскроет Внутреннего Мастера. Главным же инструментом, помогающим практикующему это сделать, является понимание. Именно через понимание и его поиск происходит становление практикующего как Мастера для самого себя.

О состоянии

Практику цигун, как и любую практику медитации, называют прежде всего «Практикой Состояния». Почему? О каком состоянии идет речь?

Подробнее

Тут снова нужно вернуться к вопросу — Почему мы болеем? Слышали наверное, такое выражение — все болезни от нервов. Это отчасти верно. Древние практикующие заметили, что то, насколько хорошо работает тело, внутренние механизмы, внутренние органы, все это зависит от одного главного фактора — восприятия. Именно восприятие можно назвать также и состоянием в котором мы находимся.

Именно восприятие человека заставляет его испытывать напряжения по разным поводам, что в свою очередь сказывается губительно на работе внутренних органов. Именно восприятие часто способствует появлению и развитию той или иной болезни в теле или в психике. Таким образом смена восприятия может привести к тому, что все внутренние процессы в организме будут идти эффективно сами по себе. Тело само сможет восстановить себя, даже без специальных усилий со стороны практикующего. Ведь в теле и психике есть все необходимые для этого механизмы.

Благодаря изменению восприятия у человека не только перестают возникать новые напряжения, но и уходят старые, уже существующие проблемы со здоровьем. Когда восприятие не мешает работе восстановительных процессов — человеку становится практически невозможно заболеть. Благодаря тому, что организм перестает избыточно напрягаться и тратить психо-физический ресурс на борьбу с вновь поступающими напряжениями, у тела появляется возможность бросить все силы на уже существующие проблемы. Затем, когда болезней и проблем становится меньше, снова начинает накапливаться избыточный психо-физический ресурс и у человека, наконец появляется возможность полноценно развиваться, ведь уже нет необходимости в борьбе с проблемами.

Начинают развиваться сверхспособности — тоже, по сути, естественные способности, на активацию и развитие которых ранее просто не было ресурса. Психике и телу было не до этого — справиться бы с болезнями. Но когда восприятие изменилось — все происходит само собой, эволюционно. Такому человеку нет нужды развивать способности — они начинают развиваться сами по себе. Как следствие смены восприятия.

Состояние, которое приходит к практикующему, за счет выполнения упражнений считается особым видом восприятия. Оно зовется в школе цигун «У Дао пай» Восприятием Наблюдателя или состоянием Наблюдателя. У практики цигун и медитации есть множество функций, но есть и главная. Все упражнения цигун в конечном итоге имеют одну большую функцию — смена восприятия, научиться пребывать в состоянии Наблюдения. И вся предварительная настройка тела, улучшение работы органов, расслабление и прочие процессы являются по сути лишь подготовкой к смене восприятия, созданием предпосылок-возможностей и удабриванием почвы.

Во всех серьезных учениях говорится о важности состояния. Буддизм — состояние Будды (непосредственного восприятия реальности), Христианство — состояние Христа или Царствия Божия, Обожения, Адвайта — состояние адвайты (недвойственности восприятия), Дзен, Чань — состояние Чань и т.д. В разных системах это состояние зовется по разному, но на деле имеется ввиду одно и тоже — восприятие Наблюдателя, безоценочное недвойственное мышление.

Что же такое Наблюдение? Это разотождествление себя с процессами за которыми вы наблюдаете. Другими словами, когда мы вовлечены, мы не выделяем себя из процессов, в которые вовлечены, считаем их неотъемлемой частью себя или же себя — неотъемлемой частью этих процессов. Именно поэтому часто у человека нет сил бороться со своими проблемами, эмоциями — как бороться с собой?

Наблюдение позволяет как бы вынырнуть из омута отождествлений, разделив Наблюдателя — себя (часть психики из которой происходит процесс Наблюдения) и Наблюдаемое — все остальные процессы. Например когда мы испытываем злость, единственная причина, по которой злость нас вбирает в себя — это то, что мы с ней отождествляемся, не разделяем себя и саму злость, воспринимаем ее как себя и свою неотъемлемую часть. Наблюдение помогает разотождествиться со своей реакцией, эмоцией как бы увидеть ее со стороны и понять, что хоть злость и часть твоей психики, часть тебя в данный момент, но она не есть Ты непосредственно. И если разотождествление происходит успешно и вам удается Наблюдать, отделяя себя от объекта наблюдения, очень скоро реакция, за которой вы наблюдаете, сходит на нет — исчезает. Это помогает понять иллюзорность этой реакции, понять что у любых реакций нет собственных сил над вами. Только ваше отождествление с ситуацией дает силу вашей реакции. Так простое состояние Наблюдения помогает избавиться от абсолютно всех напряжений в психике и в теле, очистить свое восприятие от иллюзий. По мере растворения иллюзий, проявляется истинная природа человека. По сути, Наблюдение помогает понять Кто Ты на самом деле.

Хотя на самом деле все обстоит еще проще — Наблюдатель вообще ничем не омрачен, это состояние, которое свойственно, той части психики, которая изначально чиста и свободна от напряжений. Напрягается и отождествляется другая часть психики, которая в У Дао пай цигун зовется Умом, именно она связана с оценочным восприятием. Практика просто позволяет включить Наблюдение, сделать его активным, вывести на первый план своего восприятия.

Именно это состояние считается эталонным во всех серьезных учениях и направлениях саморазвития. Именно наработка этого состояния, умение его поддерживать, приводит человека к вершинам своего существа, познанию Бога и прочим Великим результатам практики.В древние времена учения, которые не говорили о практике Состояния Наблюдателя и не учили ей, считались еретическими, тупиковыми. Ведь по сути они не вели тогда к действительно серьезным свершениям, а заставляли человека блуждать в дебрях собственных галлюцинаций и прочих омраченных состояний, пускай и часто приятных.

Очень часто состояние Наблюдателя не описывается четко и точно. Во первых его сложно описать, так как 99% людей даже приблизительно с ним не знакомы и для этого попросту нет подходящих слов, у ума нет достаточного объема информации чтобы описать и передать это полноценно. Но более всего это связано с тем, что непосредственное восприятие реальности, которое и является по сути состоянием Наблюдателя — это состояние вне понимания логического ума, вне концепций, вне шаблонов восприятия, а как раз таки восприятие свободное от шаблонов. Его действительно невозможно полноценно описать. Его можно понять только пережив. И для этого в разных культурах создавались практики, системы медитаций, которые предлагали практикующему разные пути к достижению этого состояния. Любые описания с помощью слов будут лишь попыткой. Попробуйте ради интереса объяснить тому кто ни разу в жизни не пил молоко, что это такое и каково оно на вкус! Именно поэтому для описания состояния Наблюдателя обычно используются метафоры, притчи с иносказательным смыслом, чтобы передать тонкое ощущение от этого состояния, настроить искателя на нужный лад — вне концепций, вне логического ума.

Кроме того, что именно состояние Наблюдателя помогает естественным механизмам заработать на полную катушку, оно является еще и системой безопасности, спасательным тросом для практикующего.

Дело в том, что во время практики медитации, практикующий учится управлять собственной психикой. По сути он работает с разными слоями своего подсознания, что на деле может быть довольно опасным. Грань между сознательным и бессознательным очень тонка и легко ранима. Именно поэтому практиковать медитацию самостоятельно может быть опасно. Ведь бессознательное — это по сути Терра Инкогнита, включающая в себя и области вытесненных напряжений, фантазий, инстинктов. Именно поэтому, в практиках саморазвития используются определенные правила безопасности. И если человек пренебрегает правилами безопасности. Если человек начинает сознательно тренировать НЕправильные состояния, состояния в которых нет Наблюдения — бессознательное может задавить практикующего. Практикующий попросту сойдет с ума, более не будет способен разделить галлюцинации своего подсознания и реальный мир. Наблюдение — это по сути связь с реальностью, во время упражнений-медитаций, спасательный круг не дающий практикующему утонуть в бессознательном.

Есть еще одна особенность практики Состояния. Как я уже писал выше, главная функция практики медитации — познакомиться и развить состояние. Чтобы потом это состояние плавно перетекло в повседневную жизнь. Что развиваешь, то и развивается — это простой закон, который работает везде. Если ты развиваешь неправильные состояния — они и начинают перетекать в повседневную жизнь. Если во время упражнений тебя больше посещают опьяняющие, тупые состояния и ты их намеренно снова и снова возобновляешь-нарабатываешь, они же начнут себя проявлять и в твоей повседневной жизни. Такому человеку будет сложно думать, формулировать мысли, общаться с другими людьми. Такой человек быстро станет неэффективным и неполноценным членом общества. Таким образом легко навредить себе, если не знать критериев правильного состояния.

У состояния наблюдателя есть две отличительные особенности:

  • Глубокое расслабление, которым оно сопровождается.
  • Ясность мышления и восприятия.

Оценив ясность своего состояния после практики того или иного упражнения, можно легко понять насколько близко ты был к эталонному состоянию. Именно так можно оценить и результативность своей практики. Если ясности нет, а вместо нее есть оглушенность, тупость, потеря связи с реальностью. Если вы перестаете осознавать происходящее вокруг и трудно снова включиться в происходящие события — состояние, которое вы получили было не правильным. Но в целом в этом нет ничего страшного. Главное не повторять это состояние постоянно, не стараться возобновить его.

Чем же восприятие Наблюдателя отличается от других состояний или, точнее, от того состояния, в котором пребывает, большую часть своей жизни, человек?

Противоположным Наблюдателю является состояние Участника или состояние Вовлеченности.Что это значит? Что значит быть вовлеченным? Это значит пропускать все через призму своего ума, через призму собственных оценок и суждений, через призму субъективного. Участник всегда видит не мир, сам по себе, а его отражение-искажение собственной психикой. Участник воспринимает реальность через призму штампов, клише, стереотипов своего эго. Наблюдатель же напротив — это состояние непосредственного восприятия реальности, без шаблонов и суждений, без штампов и клише. Реальность видится наблюдателем такой, какая она есть на самом деле. Например далеко не всегда полезно выносить суждения, оценивать. Не всегда полезно волноваться по любому поводу и реагировать на любые внешние раздражители, как это у нас обычно бывает. Произошло что-то с нашей точки зрения плохое — и мы отреагировали, нарушилась работа какого-то органа в теле. Произошло что-то хорошее и мы снова отреагировали и снова это привело к нарушениям в органах. В медицинской практике крайняя степень вовлеченности называется Аффектом.

Когда восприятие человека искажено неким сильным омрачением, сильной реакцией он не способен быть адекватным и объективным в своих действиях и поступках. Исходя из этого можно сказать, что каждый человек находится в аффекте разной степени тяжести. Каждый из нас омрачен в какой-то степени своим же собственным оценочным восприятием. И при этом, далеко не всегда это осознает. Состояние Наблюдателя как бы создает альтернативу для восприятия — чтобы была возможность выйти из ошарашенного, омраченного состояния Участника. Альтернатива, означает, что у такого человека появляется возможность выбора своих реакций, возможность выбора, которой нет у того, кто постоянно вовлечен и не подозревает о Наблюдении.Проблема вовлеченности не в том, что она есть, а в том какую часть нашей жизни она занимает. Вовлеченность по отношению к Наблюдению в психике, как бы всегда доминирует и по сути лишает человека возможности быть объективным, принимать осознанные решения.

Практика помогает, научившись наблюдению, сделать вовлеченность второстепенным состоянием. Процессом, которым можно управлять и который не наносит вреда. Состояние Наблюдателя помогает человеку вернуться к реальности, а не бежать от нее. Из мира придуманных фантазий и иллюзий, к чистому объективному восприятию, перестав быть рабом собственного ума и оценочного мышления.

В этой статье были затронуты сразу несколько аспектов практики Состояния, и, конечно каждый из них в отдельности по хорошему лучше рассмотреть отдельно, но это темы отдельных статей.

Принципы и концепции

Теория имеет очень важное значение для практики. Она помогает практикующему понять возможности того или иного упражнения и системы в целом, определить насколько правильна его практика и насколько она результативна для него. Теория состоит из принципов, концепций и акцентов.

Подробнее

Три ключа Медитации

Есть три важных шага, которые игнорирует почти каждый кто собирается заниматься практикой медитации, цигун или саморазвитием. Однако без этих шагов, которые одновременно являются и своеобразными ключами к успешной практике, продуктивность вашей практики будет весьма посредственной.

Три ключа просты и сложны одновременно:

  • Цель
  • Функция
  • Мотивация

У цигун, как и у любой практики медитации нет цели, так как все эти практики — всего лишь инструмент к возможностям тела и психики. Также как у молотка, например, нет цели, забивать гвозди. Эту цель молотку задает пользователь — человек.

Для чего нужна цель? Цель — это ключ к правильности практики, ее результативности и эффективности. Цель — это своего рода направление в котором ты собираешься двигаться. Если ты начинаешь идти куда-то и не выбрал направление, тогда неизвестно куда ты в итоге придешь. Вот почему так важна цель. Если этот ключ не используется практикующим, становится сложно понять работает ли практика медитации и правильна ли она, дает ли она какие-нибудь результаты.

Как любой инструмент, медитация обладает набором функций. Цели же создает практикующий, выбирая их в соответствии с функциями (возможностями) практики. Именно поэтому правильно выбрать цель для практикующего помогает понимание функций практики медитации.

Функция — это ключ к пониманию возможностей практики, того, что она может дать практикующему ли на что она способна.

Мотивация — это ключ к самостоятельной и регулярной практике. Без этого ключа практикующий после обучения не может практиковать самостоятельно, также ему сложно заниматься регулярно.

Три главных функции цигун

Существует множество функций практики медитации, большая часть из которых изучается и рассматривается на семинарах. Однако есть и три главных функции. Это то, что практика медитации или практика цигун даст вам в любом случае:

  • Расслабление
  • Внимание
  • Состояние

Можно сказать что это три основных функции не только практики медитации в целом, но и любого отдельно-взятого медитативного упражнения.

В соответствии с функциями, все упражнения в цигун делятся на подготовительные, основные и вспомогательные. Подготовительные упражнения — подготавливают тебя к качественной практике основных упражнений. Основные упражнения заточены на реализацию трех главных функций — именно поэтому они и являются основными. И наконец, вспомогательные упражнения — это своего рода пилюли быстрого действия. Их задача быстро дать вам результат. То есть вспомогательные упражнения не работают с причиной проблемы в вас, а скорее работают с ее симптомами, следствиями, не уходя вглубь.

Принципы практики

Принципы — это фундаментальные законы, по которым работает и на которых основаны все упражнения и практика в целом. Принципы имеют двоякое выражение — они несут как практический, прикладной так и философский смысл. Двойственность принципов обозначает, что они выражаются, работают как на уровни тела и психики человека, так и на уровне внешних природных естественных процессов. Понимание принципов цигун фактически дает практикующему понимание того, по каким законам работает его собственное тело и психика, а также понимание внешних природных и социальных процессов в мире.

Принципы — это ключ к пониманию. Понимание принципов несет и прикладной аспект — управление своим здоровьем, своей психикой, окружающей реальностью.

В цигун У Дао пай используется 8 принципов-концепций:

  1. Принцип гармонии
  2. Принцип 3-х начал
  3. Я сам себе Мастер:
    1. Временный метод
    2. Временный учитель
  4. Нет времени и нет пространства
  5. Принцип универсальности
  6. Принцип простоты
  7. Принцип естественности
  8. Принцип 0-1-2-3-2-1-0

Теории и концепции

Концепции — это расшифровка, интерпретация принципов, а также закономерности на которых основана работа упражнений цигун. Часто концепции так или иначе пересекаются с принципами. Так например Принцип Инь-Ян является одновременно и концепцией. Однако для более полного понимания Этот принцип делится на две концепции — Концепцию о Компенсации и Концепцию о маятнике восприятия. Итак концепции просто помогают лучше понять принципы и дополняют общую картину к пониманию практики в целом.

Основные концепции:

  1. Карта Пути
  2. Концепции об Энергии
  3. Компенсация и сверхкомпенсация
  4. Концепция маятника
  5. Концепция Состояния
  6. Теория белого шума
  7. Концепция 5-ти первоэлементов (У-Син)
  8. Теория о многомерности психики

Акценты

Акценты в практике — это что-то вроде ориентиров, то, на что стоит обратить внимание.Неверные ориентиры приводят к тому, что человек не добивается поставленных целей, его практика не приносит плодов. Неверные ориентиры также могут дать общий негативный результат от практики цигун.

Таким образом верные акценты-ориентиры помогают практикующему сделать практику по настоящему полезной, эффективной, а главное — безопасной для него.

Чтобы лучше понять значение акцентов представьте себе такую ситуацию. У вас под руками есть гвоздь, молоток и дерево. Гвоздь и молоток — это инструменты (метод практики), дерево — область воздействия или объект практики. Вам сказали, что нужно приставив гвоздь к дереву бить по нему молотком. Что тут будет акцентом? Акцентом будет например то, как именно нужно бить, какой стороной молотка, с какой силой, куда целиться, какой результат в итоге должен получиться. Если какой-то из этих акцентов будет неверным — конечный результат будет сомнительным с точки зрения полезности и эффективности.

Например если вам просто сказали что нужно бить молотком по гвоздю — вы запросто можете отбить себе пальцы, навредить себе. Гвоздь может погнуться, а молоток вылететь или сломаться. Если вам сразу сказали, что гвоздь должен ровно войти в дерево, бить нужно аккуратно со средним усилием, все время стараться попадать ровно по шляпке гвоздя — это и будут правильные акценты-ориентиры, для того чтобы в итоге вы не навредили себе и добились максимального результата от своей работы при минимальных энергозатратах.

В переложении сказанного на практику цигун можно взять за пример одно из основных упражнения — «Дерево». Это упражнение — ни что иное как инструмент, при правильном выполнении дающий конкретные полезные результаты.

Объект и субъект воздействия в этом упражнении — вы сами. Акценты в данном случае сводятся к пониманию того, каким должен быть конечный результат в этом упражнении, как именно вам нужно выполнять упражнение, чтобы прийти к этому результату и в целом для чего оно нужно, какие функции в себе несет для практикующего. Неверные акценты и здесь приведут к неправильному выполнению, повышенным энергозатратам и, как следствие, к сомнительному эффекту, а также можно попросту себе навредить.

Представьте себе две ситуации:

  1. Один человек делает упражнение и знает что оно нужно для расслабления.
  2. Другой человек делает это же упражнение и думает, что оно нужно для победы над собой, наработки силы воли и т.д.

А теперь представьте насколько разными будут конечные результаты, а также насколько разным будет сам процесс выполнения упражнения у этих двух людей.

Именно таким образом акценты в практике и их понимание делают практику совершенно разной по результативности и безопасности.

О проектеРазмещение информацииКонтактная информация